О порядке оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

          Постановление, действие (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов может быть оспорено посредством подачи жалобы в порядке подчиненности, в соответствии с главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
             Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Указанный срок может быть восстановлен должностным лицом, рассматривающим жалобу, в случае если заинтересованное лицо одновременно с жалобой подаст мотивированное ходатайство о восстановлении пропущенного срока с приложением подтверждающих доводы ходатайства документов (если это необходимо исходя из доводов ходатайства).
            Срок рассмотрения жалобы, поданный в порядке, установленном главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» составляет 10 рабочих дней с даты поступления жалобы.
Срок направления постановления, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы составляет 3 рабочих дня с даты его вынесения.
             Срок рассмотрения жалобы может быть приостановлен, но не более чем на 10 рабочих дней, в случае если для рассмотрения жалобы необходимо истребование дополнительных документов либо информации.
Рассмотрение жалобы приостанавливается до вступления в законную силу судебного акта, в случае принятия судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действия (бездействия) должностного лица содержащее требования, аналогичные требованиям, указанным в жалобе, поданной в порядке подчиненности.
При направлении жалобы в порядке, установленном главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» допускается ряд ошибок.
              1. Разграничение порядка рассмотрения обращений в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и требованиями главы 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Жалоба, поданная в соответствии с главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, а к жалобе подписанной руководителем юридического лица должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия.
            В соответствии со ст. 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в жалобе в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
           1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
          2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
              3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
              4) требования лица, подавшего жалобу.
                В качестве жалобы, поданной в порядке подчиненности рассматривается обращение заинтересованного лица не только соответствующее по своему содержанию требованиям ст. 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также, если в обращении содержатся:
                ссылки на главу 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве», как на нормативный акт, регулирующий рассмотрение требований заявителя;
         требования о признании незаконным, неправомерным, либо дать правовую оценку действиям (бездействию) должностных лиц службы судебных приставов, постановления, отказа в совершении действий;
                 требования об отмене постановления должностного лица службы судебных приставов;
          требования о признании незаконным действия (бездействия) по рассмотрению (нерассмотрению) обращений, поданных в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
            В случае если в обращении заинтересованное лицо формирует свои требования иным образом, например, просит предоставить сведения о ходе исполнительного производства, просит провести проверку материалов исполнительного производства и привлечь должностных лиц к ответственности либо сообщить о принятых мерах и т.д., соответствующие обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
          2. Направление жалобы должностному лицу, в полномочия которого не входит рассмотрение соответствующей жалобы.
                  Согласно статьи 123 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен следующий порядок рассмотрения жалоб должностными лицами службы судебных приставов:
                  1. Старший судебный пристав отдела судебных приставов рассматривает  жалобы:
             на постановления судебного пристава-исполнителя, за исключением постановлений, утвержденных старшим судебным приставом;
          на постановления заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановлений, утвержденных старшим судебным приставом;
                   на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя;
                   на действия (бездействие) заместитель старшего судебного пристава.
                   2. Главным судебным приставом Томской области рассматриваются исключительно жалобы:
                 на постановления судебных приставов-исполнителей, утвержденные старшими судебными приставами;
                 постановления старших судебных приставов;
                 постановления заместителей главного судебного пристава Томской области;
                 действия (бездействие) старших судебных приставов;
                 действия (бездействие) старших судебных приставов;
                 действия (бездействие) заместителей главного судебного пристава Томской области.
                 3. Главным судебным приставом Российской Федерации рассматриваются жалобы:
на постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава Томской области;
на постановления, действия (бездействие) заместителей главного судебного пристава Российской Федерации.
Указанный порядок является обязательным, в связи с чем, соответствующая жалоба в случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, в трехдневный срок направляется жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать.
          Применительно к вышесказанному следует указать, что в случае если заинтересованное лицо, направившее обращение главному судебному приставу Томской области имеет своей целью именно рассмотрение обращения главным судебным приставом Томской области в общем порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а требования формирует таким образом (например, признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя), что соответствующее обращение признается жалобой, поданной в порядке подчиненности и направляется для рассмотрения по существу старшему судебному приставу.
                 В связи с этим, заинтересованные лица при необходимости направления обращения в службу судебных приставов должны понимать, что порядок рассмотрения обращения, а также то кто будет рассматривать обращение полностью зависит от того, каким образом будет обращение составлено.
               Если обращение будет содержать признаки жалобы, поданной в порядке подчиненности, указанные выше соответствующее обращение будет принято и рассмотрено в порядке, установленном главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
             Если обращение не позволяет сделать однозначный вывод о том, что обращение является жалобой, поданной в порядке подчиненности то оно будет рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
                3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит указание о необходимости отказа в рассмотрении по существу жалоб, в которых обжалуются постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора.
           Соответствующее требование Федерального закона «Об исполнительном производстве» запрещает уполномоченному должностному лицу рассматривать соответствующую жалобу по существу независимо от действительной законности либо незаконности оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.
                По существу жалоба не рассматривается также в следующих случаях, а именно:
- обжалуются результаты оценки имущества, произведенной оценщиком;
- не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено.
- не соблюдены требования, установленные ч .1 и 2 ст. 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;
- предметом жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.
               В рассмотрении жалобы по существу должностное лицо принимает решение в течении 3 рабочих дней с даты поступления жалобы, путем вынесения соответствующего постановления.

Время создания/изменения документа: 19 июня 2013 12:08 / 10 августа 2018 10:21

Версия для печати