О порядке оспаривания постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

Законодательство Российской Федерации предоставляет широкие возможности для граждан и представителей организаций по защите своих нарушенных прав и законных интересов.

Применительно к деятельности службы судебных приставов можно указать что в первую очередь постановление, действие (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов может быть оспорено посредством подачи жалобы в порядке подчиненности, в соответствии с главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В последнее время указанный способ защиты своих прав становится все более популярным в силу ряда причин.

Так, срок рассмотрения жалобы составляет 10 рабочих дней. При этом, нет необходимости личного участия гражданина при рассмотрении жалобы, как того требуется при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов в суде. Кроме того, от гражданина, как правило, не требуется предоставления каких-либо документов относительно доводов изложенных в жалобе.

Вместе с этим, практика показывает, что при направлении жалобы в порядке, установленном главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» зачастую допускается ряд ошибок.

Основная проблема заключается в разграничении порядка рассмотрения обращений в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и требованиями главы 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

На практике часто возникают споры относительно порядка рассмотрения того или иного обращения.

В связи с этим рассмотрим более подробно порядок действий заявителя, имеющего своей целью подачу жалобы именно в порядке подчиненности.

В первую очередь необходимо указать, что жалоба, поданная в соответствии с главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В соответствии со ст. 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в жалобе в обязательном порядке должны быть указаны следующие реквизиты:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Применительно к последнему пункту, на практике, как правило, возникает наибольшее количество вопросов.

Так, в качестве жалобы, поданной в порядке подчиненности рассматривается обращение заинтересованного лица не только соответствующее по своим реквизитам требованиям ст. 124 Федерального закона «Об исполнительном производстве» но и если в обращении содержится требование о признании незаконным и (или) отмене оспариваемого постановления, признания незаконным спариваемого действия (бездействия), либо содержится требование о рассмотрении жалобы в соответствии с требованиями норм главы 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В частности, полагая, что жалоба должна быть рассмотрена в порядке, установленном главой Федерального закона «Об исполнительном производстве» податель жалобы формирует свои требования иным образом, например, просит предоставить сведения о ходе исполнительного производства, просит провести проверку материалов исполнительного производства и привлечь должностных лиц к ответственности либо сообщить о принятых мерах и т.д.

В подобных случаях соответствующие обращения рассматриваются в общем порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, в случае наличия заинтересованности в подачи жалобы именно в порядке установленном главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» необходимо соблюдать требования установленные ст. 124 указанного Федерального закона.

Самая распространенная это направление жалобы вышестоящему должностному лицу, в полномочия которого не входит рассмотрение соответствующей жалобы.

Дело в том, что заинтересованные лица не учитывают правила ст. 123 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно указанной статьи установлена следующая вертикаль рассмотрения жалобы.

  1. В исключительной компетенции старшего судебного пристава отдела судебных приставов находится рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) подчиненных ему непосредственно должностных лиц отдела судебных приставов, а именно:

на постановления судебного пристава-исполнителя, за исключением постановлений, утвержденных старшим судебным приставом;

на постановления заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановлений, утвержденных старшим судебным приставом;

на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя;

на действия (бездействие) заместитель старшего судебного пристава.

  1. Главным судебным приставом Томской области рассматриваются исключительно жалобы:

на постановления судебных приставов-исполнителей, утвержденные старшими судебными приставами;

постановления старших судебных приставов;

постановления заместителей главного судебного пристава Томской области;

действия (бездействие) старших судебных приставов;

действия (бездействие) старших судебных приставов заместителей главного судебного пристава Томской области.

  1. Главным судебным приставом Российской Федерации рассматриваются жалобы:

на постановление главного судебного пристава Томской области;

на действия (бездействие) главного судебного пристава Томской области.

Граждане и представители организаций в попытке оспорить то или иное постановление либо действие судебного пристава-исполнителя подают жалобу, например, главному судебному приставу Томской области полагая, что именно главный судебный пристав Томской области будет ее рассматривать, однако жалоба фактически рассматривается старшим судебным приставом.

Поскольку указанный порядок является обязательным соответствующая жалоба в случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, в трехдневный срок направляется жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать.

Применительно к двум вышесказанному следует указать, что зачастую лицо, направившее обращение главному судебному приставу Томской области имеет своей целью именно рассмотрение обращения главным судебным приставом Томской области в общем порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вместе с этим, требования формируются таким образом (например, содержится требование о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя), что соответствующее обращение признается жалобой, поданной в порядке подчиненности и направляется для рассмотрения по существу старшему судебному приставу.

При этом, в данном случае не учитывается ни мнение заявителя ни то, что ранее, заявитель уже возможно обращался к старшему судебному приставу.

В связи с этим, заинтересованные лица при необходимости направления обращения в службу судебных приставов должны понимать порядок рассмотрения обращения, а также то кто будет рассматривать обращение полностью зависит от того, каким образом будет обращение составлено.

Если обращение будет содержать признаки жалобы, поданной в порядке подчиненности, в том числе содержать требование о признании незаконным и (или) отмене оспариваемого постановления, признания незаконным спариваемого действия (бездействия), либо содержится требование о рассмотрении жалобы в соответствии с требованиями норм главы 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» соответствующее обращение будет принято и рассмотрено в соответствующем порядке независимо от желания заявителя.

Также, наоборот, если обращение не позволяет сделать однозначный вывод о том, что обращение является жалобой, поданной в порядке подчиненности то оно бедт рассмотрено в общем порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В дополнение следует, также указать, на то, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит указание о необходимости отказа в рассмотрении по существу жалоб, в которых обжалуются постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора.

Соответствующее требование Федерального закона «Об исполнительном производстве» запрещает уполномоченному должностному лицу рассматривать соответствующую жалобу по существу независимо от действительной законности либо незаконности оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.

Кроме того, по существу жалоба не рассматривается также в следующих случаях, а именно:

- не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено.

Следует указать, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии);

- не соблюдены требования, установленные ч .1 и 2 ст. 124 Федеральный закон «Об исполнительном производстве»;

- по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

- предметом жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Подводя итог, вышеизложенному, УФССП России по Томской области рекомендует заинтересованным лицам в случае наличия цели в подачи жалобы в порядке подчиненности и соответствующего ее рассмотрения в установленном главой 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве» порядке при составлении жалобы учитывать вышеуказанные ошибки.

 

Время создания/изменения документа: 19 июня 2013 12:08 / 04 апреля 2016 03:46

Версия для печати