Становление института судебных приставов

Институт судебных приставов существовал ещё в древнерусском судопроизводстве. Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времён Новгородской феодальной республики (1136-1478 г.).

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он - должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причинённые противоправным поведением.

Полномочия пристава были расширены и на случай сопротивления должника: если тот «ухоронится» у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

В XVIII веке вся исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение общей полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло столько неудобств, что вопрос о замене общей полиции специальным судебно-вспомогательным органом был поставлен на очередь, как только начались работы по преобразованию российского судопроизводства в середине XIX века.

В 1860 году статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, изучив предшествовавшее законодательство России и европейских стран, а также судебную практику, вынес на рассмотрение Государственного совета проект закона «О судебных следователях», который в мае того же года с санкции Александра II был принят. Это событие стало первым шагом к началу проведения судебной реформы, которая кардинально преобразовала систему исполнения судебных решений в России. В ходе ее проведения был образован институт судебных приставов, на которых и возлагалось принудительное исполнение судебных актов и обеспечение порядка деятельности судов.

20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Именно эта дата считается датой создания службы судебных приставов (судебной полиции). Согласно Судебным уставам 1864 года, судебный пристав — это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

В обязанности судебных приставов, находившихся при судебных палатах и кассационных департаментах Сената, входило вручение повесток и бумаг, исполнение действий, поручаемых председателем судебной палаты или первоприсутствующим кассационного департамента. На судебных приставов, служащих при окружных судах, возлагалось исполнение судебных решений, а на судебных приставов, состоящих при мировых съездах,  и охрана наследств, передача и отсылка по принадлежности денег и других ценностей.

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

Устанавливалась уголовная, дисциплинарная ответственность судебных приставов. Они несли наказание за всякий незаконный отказ от исполнения своих обязанностей, за промедление в доставлении порученных бумаг, за превышение власти и другие противозаконные поступки. Судебным приставам запрещалась самовольная перемена места жительства под страхом удаления от должности.

С введением «Судебных Уставов» императора Александра II от 20 ноября 1864 года институт судебных приставов был восстановлен. Однако переход к новому порядку судебного производства не везде протекал гладко. С одной стороны, судебные приставы ещё не имели достаточного практического опыта и допускали ошибки, а с другой стороны, граждане, ещё не знавшие хорошо новых законов, безосновательно жаловались на их бездействие. Для того чтобы сократить количество ошибок и уменьшить поток жалоб, в 1868 году были изданы подробные Правила исполнительного производства по судебным уставам от 20 ноября 1864 года с примечаниями и приложением всех форм делопроизводства.

Кандидат на должность судебного пристава проходил испытательный срок в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены.

К исполнению возложенных функций судебные приставы не допускались в случаях, когда в деле участвовали их жены или родственники до четвёртой или «свойственники» до второй степени включительно.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся судебным приговорам, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключённые из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадёжной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената:

«Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим крестом Господнем, хранить верность его Императорскому Величеству Государю Императору Самодержцу Всероссийскому, честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемой мною на себя должности и все относящиеся до сих обязанностей законы и правила, распоряжения и поручения, не превышать предоставленной мне власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытков, а напротив вверенные мне интересы ограждать как свои собственные, несмотря на то, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на Страшном суде Его.

В удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».

Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка. Кроме того, выдавались особый высеребренный знак и особая печать.

По своему правовому положению судебные приставы не считались государственными служащими согласно правовым категориям того времени, а проходили по разряду службы гражданской и относились к представителям либеральных профессий, которым государство на определённых законом условиях и на постоянной основе делегировало выполнение тех или иных государственных функций.

Судебные приставы, наделённые особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. Сопротивление судебному приставу давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу. О всяком противодействии исполнению приставом служебных обязанностей или при нанесении ему оскорбления он составлял особый протокол за подписью свидетелей, либо (при отсутствии таковых)  — полицейских чинов. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от четырёх до шести лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Всё производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864-1917 годах судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан чёрного с зелёным отливом сукна, застёгивающийся на девять золотых пуговиц с изображением «cтолпа закона» (сенатского чекана), чёрные с зелёным отливом брюки и чёрную двухпольную шляпу с шитьём по классам. Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застёгивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треугольную шляпу, шпагу гражданского образца, чёрный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным убором служила фуражка чёрного с зелёным отливом сукна и бархатным тёмно-зелёного цвета. На тулье — кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золочёный знак судебного ведомства. Шпагу по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии.

На территории Сибири «Судебные Уставы» вступили в действие в 1897 году на основании Закона от 13 мая 1896 года. Права и обязанности судебных приставов определены в разделе IX «Учреждения судебных установлений» для всей России, а применительно к Томской губернии — во «Временных правилах делопроизводства судебных приставов Томского окружного суда…». Судебному приставу был присвоен чин VIII класса — коллежский асессор, что по «Табели о рангах» соответствовало воинскому званию «майор».

Должности судебных приставов при окружном суде учреждены были в уездных городах, а в сельской местности и в некоторых уездных городах их обязанности исполняли чины общей полиции.

В основе института судебных приставов лежал территориальный принцип, в соответствии с которым округ окружного или мирового суда был разделён на участки, в каждом из которых назначались судебные приставы. Число судебных приставов при каждом судебном месте определялось председателем суда.

По выявленным данным, приказом председателя Томского окружного суда № 75 от 31 августа 1898 года первым судебным приставом г. Томска был назначен В.С. Кашин. До 1910 года Томск был разбит на 3 участка судебных приставов
(1 участок — А.А. Палков, 2 участок — И.А. Романов и 3 участок — Т.П. Щелконогов). В уездных городах было по 1-2 пристава.

Первоначально деятельность судебных приставов широкого повсеместного распространения не получила. Однако практический опыт последующих лет показал, что институт судебных приставов жизненно необходим. Ликвидирован он был только после Октябрьской революции одновременно с ликвидацией старой судебной системы Российской империи.

1917 год стал одним из переломных этапов в истории развития службы судебных приставов. Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, упразднив общие судебные установления, приостановил действующий на то время институт мировых судей, а должность судебного пристава была переименована и закрепилась под новым названием — судебный исполнитель. Судебная система Российской Империи фактически перестала существовать как самостоятельный элемент государственной власти. В то же время судебным приставам, как и другим «…канцелярским чиновникам упразднённых учреждений…» предписывалось оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров «…исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о положении их дел…». В итоге порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался вначале красной гвардией, а затем и местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток, а также исполняла судебные приговоры.

В первые годы советской власти судебные решения воплощали в жизнь милиция и кое-где судебные исполнители. После революции 1917 года на смену отлаженной бюрократической системе царской России пришла новая, которой, как показывает изучение архивных документов, выполнять эти функции было чрезвычайно сложно. В 1930-1940 гг. правила исполнения судебных решений впервые в судебном гражданском процессе были регламентированы процессуальным законодательством и инструкцией НКЮ СССР от 1939 года «О порядке исполнения судебных решений». До недавнего времени принудительное исполнение регулировалось, в основном, разделом 5 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и инструкцией об исполнительном производстве от 1985 года. Эти акты во многом не учитывали направленность социальных и правовых реалий нового времени.

С 1964 года порядок исполнения судебного производства судебными исполнителями регламентировался в ГПК РСФСР, затем в ряде подзаконных актов, например Инструкциях Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24.04.1973 г., об исполнительном производстве от 15.11.1985 г. В тот период окончательно сложилась действовавшая до середины 90-х годов XX века система исполнительного производства СССР и России.

На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагались на советскую милицию.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнёс исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Завершающим этапом в создании и дальнейшем развитии службы судебных приставов-исполнителей является издание ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. № 118 и ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119, принятых 21 июля 1997 г. В этих законах были определены непосредственные задачи службы.

Во исполнение приказа Министерства юстиции России за № 37 от 08.04.1998 г., приказа по отделу юстиции Томской области за № 42 от 17.02.1998 г. создана Томская служба судебных приставов, состоящая из подразделений службы судебных приставов по территориальному делению.

Штат Службы Томской области в феврале 1998 года составлял 94 единицы судебных приставов-исполнителей, контроль за работой осуществляла судебная группа (4 специалиста управления).

Формирование Службы началось с проведения аттестации судебных исполнителей, состоящих при судах области. Подбор новых сотрудников строился по принципу обязательного наличия высшего или среднего юридического образования.

Служба судебных приставов, на сегодняшний день,  имеет самостоятельную, чётко очерченную законом организационную структуру; централизованную систему управления; установленные законом формы контроля каждым вышестоящим звеном службы за организацией работы подчинённых ему подразделений; возможность проводить самостоятельную, профессионально ориентированную кадровую политику; определённые законом каналы финансирования.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области возглавил в 1997 году заместитель начальника Управления  Министерства юстиции Российской Федерации — главный судебный пристав  по Томской области Дмитрий Андреевич Онскуль, который до назначения на эту должность исполнял обязанности народного судьи Кировского районного суда города Томска с 1993 года.

27.09.2010 года руководителем Управления ФССП России по Томской области – главным судебным приставом Томской области приказом Министерства юстиции Российской Федерации назначен Владислав Николаевич Скорик, прошедший школу с 1999 года от судебного пристава – исполнителя до заместителя главного судебного приста

 

Время создания/изменения документа: 19 августа 2015 11:08 / 09 февраля 2017 11:56

Версия для печати